меню
меню

Ответственная организация

ТОГБУК «НМЦ НТ и Д»

Ответственное лицо

Часовских Е.И. методист по этнокультурному нематериальному наследию ТОГБУК «НМЦ НТ и Д»

Категория ОНН

Народные игры, традиционные единоборства и состязания

Тип действия

Сохранение 

Краткое описание ОНКН 

Авторы работы: Евтихиева Людмила Юрьевна – этнолингвист, кандидат филологических наук, член Российского фольклорного союза, Тамбовского общества любителей краеведения, создатель клуба-музея «Бренды Тамбовщины»;

Научный консультант: Тедорадзе Анатолий Северьянович – кандидат исторических наук, вицепрезидент этноспортивного клуба «Борсек». 

Атмановские кулáчки - исторически сложившаяся форма праздничных коллективных показательных кулачных боёв, проходящих в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (по-местному – Успеньев день). Кулáчки устраивались на особом месте – поляне за селом, где теперь расположен сельский клуб; место имеет название – «Парадка». Игры устраиваются ежегодно в течение трех дней: предпразднование – 27 августа, празднование – 28 августа, послепразднование – 29 августа.

Атмановские кулáчки представляют собой состязательно-игровую традицию с помощью, которой вырабатываются специальные воинские умения, навыки и качества. Игровая природа кулачек делает эту традицию массовым способом развития физической активности населения.

Традиция показательного (праздничного) кулачного боя была привнесена на тамбовскую оборонительную линию Белгородской засечной черты в 1648 г. переселенцами из шацких сёл, Атманово и Берёзово. Основателем села, впервые упомянутого в составе Верховценской дворцовой волости за 1676 г., стал Савва Атманов «со товарищами». Таким образом, традиция кулачек возникла как результат укоренения традиций русских переселенцев на территорию Дикого поля в XVII в. Уникальность этой праздничной формы региональной культуры заключается в хорошей сохранности архаичных элементов традиции, целостности празднично-обрядового действия, живом бытовании, доступном восприятию современников.

Несмотря на то, что в советский период истории официальная власть искореняла традицию кулачек, в селе Атманов Угол она сохранялась в памяти и бойцовских навыках старейшего поколения до 1990-х г.г., когда была подхвачена и возрождена на уровне самодеятельного этноспортивного движения под руководством А.С. Тедорадзе, который констатировал: «Кулачный бой в этом селе предстал перед нами не обиходной дракой, во что обычно перерождается традиция кулачных боёв в отрыве от этнокультурного обряда, а «примерным боем», включенным в праздник села.

Старожилы села Атманов Угол вспоминают:

«28 августа – Успеньев День… Тогда там кулачки были… таданя тахта справляли: на кулачки хадили, дрались.. И гармошки были, и пляска была. И всё тама была. Нигде больше такого в области не было. Лет 25 назад, это еще было. Конечно (Сам был на кулачках). Троицын день и Успеньев день… И у клуба все собирались. Народу – тыщи три. Свадьбы в этыт день».

« – Кулачки – чириз речку.

– А как «через речку»?

– Ну а как? Речка протякаить посреди деревни. С той стороны маладёшь, и с этай стараны маладёжь. А там лух вон, у клуба. Места такоя – 200 на 200 или 300 на 300. Вон ани лучи знають (показывает на старших по возрасту). Сыбирались часов в пять вечира. А да этого тут все: и маладёшь, и старшии… гулянки… Нас тут, каторыи. Там столы вытасквыють, накрывали, песни пели… Тут на улицы мястах в читырёх-пяти гармошки… Адевались как на свадьбу».

«Ну как? Спярва нычинають малинькии. А потом – повзрослеи, повзрослеи, а патом с барадой вышли – и пашла… Ну ныляжу ни трогали никагда… Фуражку бросють с этый стыраны, с энтый стыраны… На, пажалста. Па справедливости. Жертвы были, кагда он в пастели ляжить и припарьвыють гарячим блином… Ну как? Кулак ни подводить. Па рёбрым та! Ну, вот. Раз он любитиль, пусть он маленичка припарьвыить.

Бывал синакос… А мать – Ну-ка, милачок, давай, вставай! Вот такия дяла. Тада выяжжяли два буфета… И с наший стыраны, и с ихай, с Вихляйки… Пажалста, и кылбасу бери… Хошь выпить – выпий. Так висяло была… Тада висялея жить была. Хоть нидастатки были… На Успенью – картошку ныпикём, кто грибоф принясёть… Ну и писняка! «Какой я был, такой асталси…».

Как и все населённые пункты в прошлом, Атманов Угол поделён на противоборствующие партии - сотни. Эти партии противостояли друг другу в коллективных кулачных боях. В Атмановом Углу сотни – Поволжье, Крым, Лягушачье и Промартель - выступали против сотен – Вшивка, Терешата, Соловьята и Село. Праздник проходил в центре села.

В селе Атманов Угол зафиксировано бытование кулачного боя «стенка на стенку» и «один на один», палочного боя «один на один» и поединка бойцов, вооруженных палками, «один на один». В прошлом здесь имела распространение борьба «не в схватку» и особый тип борьбы за вороток с захватом ворота и пояса. «Стеношный бой» – это противостояние противоборствующих сторон, идущих друг на друга - «стенка на стенку». Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы, а после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Правила боя следующие: - вести бой честно «по любви»; «в зашей», «в тыл» не бить; «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить; лежачего не бить; ногами, с подножкой не бить; закладок не иметь. По неизменной традиции кулáчки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя прогнать команду соперников на их сторону села. Как только задача достигнута бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы - замирение, которое происходит за общей трапезой.

По обычаю, празднование начиналось с официальной религиозной части: заутреня, литургия, молебен с водосвятием, крестный ход. Мирская часть праздника состояла из приёма гостей, проведения трапез и всеобщих «улишных» гуляний, или, как говорит старшее поколение, курагодных гуляний. По воспоминаниям старожилов села можно судить, что «Атмановские кулачки» являлись событием, привлекавшим внимание не только жителей села Атманов Угол, но и окрестных сёл. Принято было считать, что приезжие, «званные и незваные» оказывают своим посещением селу честь, а многолюдство праздника расценивалось как признание всеми гостеприимства и богатства атмановцев. В прошлом в престольный праздник в Атмановом Уголу перед каждым домом хозяева устанавливали стол с самоваром и всякими яствами, угощая гостей села и соседей. После обеда жители и гости села собирались на «Парадке» - центральной площади. Здесь вели беседы, пели песни под гармошку, плясали.

Приуроченность праздника к пограничному календарному времени (конец лета – начало осени) сообщает происходящему символическое значение, присущее обрядовой форме. Богородица выступает в роли покровительницы защитников отечества. Воинское дело во все время отражало наиболее передовые достижения народа. Воинское умение являлось предметом особой гордости: эпос и народная молва восхваляли героев, проявивших силу и ловкость в реальных и игровых поединках.

Игры «Атмановские кулачки» - фольклорная и этноспортивная форма традиционной региональной культуры, преемственность которой удалось поддержать, сохраняя объект в живом бытовании, в том числе благодаря объединенным силам военно-спортивных и патриотических организаций.

Литература: 

1. Адрес календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 г. Тамбов, 1914. С.26-27.

2. Атмановские кулачки. С. 130-154 // Исчезающие образы народных традиций и фольклора Тамбовского края : каталог фольклорных форм традиционной региональной культуры / Авторы-составители: Л.Ю. Евтихиева, Р.М. Житин. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2020. – 176 с.

3. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - начало XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С.93-96.

4. Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. – М., 1999. С. 5, 181.

5. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX в. – М., 1997. С. 10, 18.
200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области. Тамбов, 1997

6. Евтихиева Л.Ю. Народные игры «Атмановские кулачки». С. 25-29 // Живая старина, 2021, №4 (112).

7. Коломенский Ф. Кулачные бои «в одиночку» в середине XIX столетия // Геркулес. Пг., 1916. № 1. С.10.

8. Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, №5. – С. 41–43.

9. Лаврентьевская летопись. М., 1872. Вып.1. С.165-166.

10. Лебедев А.А. К истории кулачных боев на Руси // Русская старина. Т.155. СПб., 1913. №7. С.103-123. №8. С.323-340.

11. Мизис Ю.А. ЗаселениеТамбовскогокраяв XVII - XVIII веках. Тамбов, 1990. С.50.

12. Немчинов Е. И. Воспоминания старого рабочего // Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины XIX в. — М., 1964. С.43.

13. Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. – Тамбов, 1907. – С. 50.

14. Полилов-Северцев Г. Т. Наши деды - купцы. Бытовые картины начала XIX столетия. СПб., 1907. С.211

15. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837. Вып.2. С.126.

16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.2. М.,1960. С.70.

17. Тедорадзе А.С. К вопросу о возможности восстановления традиционных игр русского народа // Традиционные игры и национальные виды спорта: опыт межрегионального взаимодействия: материалы межрег. науч.-прак. конф. Якутск, 2012. с.43-49.

18. Тедорадзе А.С. Научное наследие Б.В. Горбунова по исторической реконструкции русских воинских традиций // Сборник докладов Международного форума «Россия – спортивная держава» 2012 года в Якутске / науч. ред. С.И. Изаак. М., 2012. С.206-209.

19. Токарев С.А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.196,197.

20. Традиционная русская борьба за-вороток. Правила соревнований/ Под ред. А.В. Кыласова, Б.В. Горбунова, А.С. Тедорадзе. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация исконных забав и этноспорта России». Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя и этноспорта», 2012.

ФОТОМАТЕРИАЛ 

 1  2    3    4    5 
 1. Ветераны атмановских кулачек И.А. Квасов 1947 г.р. и  А.И.Кочетов 1931 г.р. Показ приёмов кулачного боя. Фото 2010 г. Из личного архива А.С. Тедорадзе.  2. Реконструкция народной традиции кулачного примерного боя «стенка на стенку». Фото 2013 г. Из личного архива А.С. Тедорадзе.

 

3. Бой «один на один». Фото 2013 года. Из личного архива А.С. Тедорадзе.

 

 

 4. Неверова Екатерина Николаевна. 1930 г.р. Рассказ об успенских традициях. Показ успенского полотенца с орнаментом «боярское колесо». Фото 2010 г. Из личного архива Л.Ю. Евтихиевой. Все последующие фотографии из того же источника.  5. Аутентичные блюда атмановской кухни готовят у русской печки: Людмила Сидоровна Неверова (1940 г.р.), Мария Антоновна Неверова (1942 г.р.), Ирина Николаевна Неверова (1936 г.р.).
Фото 2017 г.

 

 6   7   8   9     10 

6. Сёстры Неверовы поют песню «Колосилась в поле
рожь густая».
Фото 2014 г.
 

 

 

7. Людмила Сидоровна Неверова (1940 г.р.), Мария Антоновна Неверова (1942 г.р.), Ирина Николаевна Неверова (1936 г.р.) показывают навыки работы на успенском поле.
Фото 2017 г.

 

8. Молодой кулачник в традиционном бойцовском костюме с. Атманов Угол.

 

 

 

9. «Парадка» - площадка для проведения курагода «Боярское колесо».
Фото 2010 г. 

 

 

10. Гармонист. Участник состязания гармонистов.
Фото 2015 г.

 

 

 

11              12    13    14    15 

11. Людмила Сидоровна Неверова (1940 г.р.) и Валентина Алексеевна Ламзина(1957 г.р.) на состязаниях частушечниц.
Фото 2014 г.

 12. В гостях у атмановцев аутентичный фольклорный коллектив с. Мезинец Староюрьевского района.
Фото 2013г.
 13. Гости «Боярского колеса» - ансамбль «Тальяночка» и
победитель конкурса гармонистов
2018 года В.Н. Лисицын.
Фото 2018 г.

 14. Гости «Боярского колеса» - ансамбль «Тальяночка» и победитель конкурса гармонистов 2018 года В.Н. Лисицын.
Фото 2018 г.

15. Детско-юношеский коллектив «Пчёлка» МБУК "РДК Рассказовского района - хранители традиций.
Фото 2017 г.

16

17

18

  19

  20 

 16. Детско-юношеский
коллектив «Пчёлка»
- хранители традиций.
Фото 2017 г.
 17. Состязания плясунов.
Фото 2017г.

 

18. Состязания плясунов.
Фото 2018 года.

 

19. Эмблема традиционных народных игр «Атмановские кулачки» 2014 года. 20. Фольклорный театр «Покровская слобода» в традиционных атмановских костюмах на лугу у атмановского пруда. Хранители традиций. 2013 г.

Опись аудиозаписи

Аудиозапись 1. С. А. Угол. 14 июля 2010 года. Об Атмановских кулачках и других обычаях села рассказывают: Кочетов Александр Иванович, 1931 г.р.; Ламзина Валентина Алексеевна, 1957 г.р.; Неверов Александр Григорьевич 1940 г.р.; Неверова Екатерина Николаевна, 1930 г.р. Запись и беседу провела Л.Ю. Евтихиева.

 

Как нас найти

заходите

г. Тамбов,
ул. Советская, 59


звоните

+7 (4752) 72-57-28

+7 (4752) 71-28-46

+7 (4752) 72-52-82


Пишите

cnt@cult.tambov.gov.ru

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве